Земельный контроль в Ленинградской области может усилиться

30 июня 2006

Власти Ленинградской области собираются ввести новый порядок управления землей. Полномочия муниципальных образований планируется сократить, а число инстанций, с которыми нужно согласовывать земельные вопросы, увеличить.

С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", упрощающий регистрацию прав собственности на землю. Новый закон передает право распоряжения землей муниципальным образованиям второго уровня - муниципальным районам. Между тем с начала этого года земельные вопросы в Ленинградской области решают муниципалитеты первого уровня - поселения. Ситуация осложняется тем, что права разных уровней власти на землю еще не разграничены.

Впрочем, говорят в Правительстве области, в распоряжении органов местного самоуправления второго уровня земельных участков нет. Получается, что земля находится у одних, а распоряжаться ею будут другие. Чтобы избежать противоречий в законодательстве, областное правительство решило ввести новую схему управления землей. Законодательное Собрание Ленобласти в первом чтении приняло законопроект, согласно которому участки будут предоставляться после согласования и в поселении, и в муниципальном районе.

Инстанций станет больше

По утвержденному ЗС законопроекту распоряжаться землей будут оба уровня органов местного самоуправления. Земельными участками до 1 га муниципальные образования смогут управлять самостоятельно. Решения по более крупным площадкам станут принимать уже органы государственной власти Ленинградской области, то есть непосредственно Правительство области и Комитет по управлению государственным имуществом. Новые правила будут действовать до тех пор, пока не закончится процедура разграничения прав собственности на землю.

Чиновники уверены, что создают прозрачную схему принятия решений по земельным участкам и избавляют участников рынка от коррупции. По мнению вице-губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, появление новых инстанций для согласования не помешает процедуре, предшествующей предоставлению земли, стать четче и понятней. Например, компания придет в район с разрешением от поселения на передачу земли, а район может попросить провести дополнительно экологическую экспертизу или рассмотреть вопрос и на своей земельной комиссии. При этом правовым основанием для предоставления участка будет оставаться постановление района. "Новая структура оформления немного ужесточит порядок предоставления земли, но серьезно его не ухудшит и даже сделает более прозрачным. Теперь судьба участков не будет зависеть от воли конкретного главы муниципалитета", - говорит г-н Дрозденко.

С точностью до наоборот

Между тем участники рынка сомневаются, что документ, предназначенный для упрощения процедуры предоставления земель, действительно ее упростит. Так, поселения, через которые сейчас проходят согласования, более заинтересованы в привлечении инвесторов, чем районы. Тогда как в районах остались специалисты с большим опытом работы. Вынесение того или иного вопроса на Правительство области вовсе не означает, что решения будут объективно и быстро приниматься на местах. Более того, благие намерения властей зачастую оборачиваются против того, на кого они изначально направлены. "Для бизнеса документ ничего хорошего не несет. Скорее всего, его появление приведет к задержкам в выдаче разрешительной документации", - считает директор по развитию АН "Бекар" Игорь Горский. По его словам, законопроект нуждается в детальной доработке. Например, в нем просто необходимо прописать четкую процедуру прохождения различных инстанций для оформления земли юридическими лицами. Ясность процедуры и ее прозрачность для бизнеса очень важны, так как позволяют привлечь дополнительные инвестиции на объекты и упрощают выдачу кредитов компаниям.

Между тем Игорь Горский не исключает того, что новый законопроект облегчит процедуру получения земли физическими лицами.

Защита от некомпетентности

С тем, что увеличение количества инстанций, с которыми нужно согласовывать земельные вопросы, на пользу участникам рынка не пойдет, соглашается и генеральный директор Ассоциации "Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада" Михаил Викторов. Однако, по его словам, многое зависит от профессионализма муниципалитетов. В некоторых случаях ограничение полномочий МО не помешает. "В Московской области сегодня сталкиваются с последствиями непрофессиональных действий муниципалитетов, которые, имея полномочия на распределение земельных участков под строительство, отдавали землю с многочисленными нарушениями. В итоге нарушались права соинвесторов, которым так и не было предоставлено жилье", - считает Михаил Викторов. Очень важно, чтобы в дальнейшем между муниципальными образованиями разного уровня не возникало разногласий по поводу использования конкретного участка.

По оценкам областных властей, окончание разграничения прав на землю произойдет к концу 2008 - началу 2009 года. По прогнозам Комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области, после этого Правительству области будет принадлежать 22% областных земель, муниципалитетам - 18%, из которых 90% - муниципальным образованиям первого уровня. Остальные 60% земельных участков достанутся федеральному центру.

По материалам:"Бюллетень недвижимости"

Еще новости

Рейтинг застройщиков 2019

Застройщики Санкт-Петербурга и Ленинградской области: объем строительства и сроки сдачи.

8 (812) 335 40 55 (администрация портала) info@spbnovostroyka.ru

СПб Новостройка.ру: квартиры в строящихся домах и новостройки Санкт-Петербурга.
При использовании материалов обязательна активная ссылка.

Сайт от EXCLUSIVE design

Наши друзья